19 февраля мы приняли участие в онлайн-совещании РСТЦ , темой которого было базовое обсуждение законопроекта о платформенной экономике.
Никита Дмитриев, Вице-президент РСТЦ, учредитель компании Bortis
Акцентировал внимание на снижении инвестиционной привлекательности торговой недвижимости по сравнению со складской недвижимостью и Light Industrial, которые активно используются в развитии маркетплейсов. В качестве руководителя Инвестиционного комитета РСТЦ он обрисовал имеющуюся проблематику отрасли торговой недвижимости и указал на те возможности, которые имеются у отрасли для успешной дальнейшей работы, в том числе в соревновании с маркетплейсами.
Олег Войцеховский, Основатель и Управляющий директор РСТЦ
Разъяснил, в чём состоит основная проблематика будущего закона по отношению к ТЦ. Предложенный закон юридически ставит маркетплейсы в более выгодное положение по сравнению с торговыми центрами и традиционным ритейлом, особенно в сфере налогообложения. Появляется два «разных» типа торговли в зависимости от применения или не применения цифровой платформы определённого типа. При этом у торговых центров отсутствует регламентирующая база, а для маркетплейсов она вводится будущим законом. Всё это создаёт большую неопределённость на ближайшую перспективу. Также с развитием маркетплейсов необходимо уделять больше внимания арендаторам, которые относятся к неторговой категории. Это поддерживается местными властями. Так, по просьбе РСТЦ Московским правительством ранее приняты постановления о выдаче грантов на перестройку площадей торговых центров под неторговое назначение и на модернизацию фасадов.
Дмитрий Бурлов, Вице-президент РСТЦ
Отметил различия между маркетплейсами и традиционным ритейлом, которые заключаются в трех ключевых аспектах: инфраструктуре, безопасности и уровне обслуживания. Эти элементы пока не могут быть обеспечены маркетплейсами на должном уровне. Кроме того, Бурлов позитивно оценил содержание пунктов текста законопроекта, в которых устанавливается различие между ПВЗ и торговым объектом.
Дмитрий Разжевайкин, Вице-президент РСТЦ
Подчеркнул важность принятия закона для решения этих вопросов. Однако стоит отметить, что налоговые льготы для маркетплейсов создают давление на инфраструктуру (в первую очередь, на логистику, но не только). Развитие и модернизация инфраструктуры требуют ресурсного участия самих маркетплейсов.
Разжевайкин особо отметил, что развитие маркетплейсов неизбежно изменит структуру предложения самих торговых центров, при этом очень важен индивидуальный подход к новой концепции каждого торгового центра, т.к. вместо арендаторов с массовым предложением должны приходить магазины (или другие арендаторы), ориентированные на посетителей, руководствующихся моделью поведения, требующей личного присутствия.
Юрий Козлов, юрист, член Рабочей группы РСТЦ
Акцентировал внимание, что большая простота торговли на маркетплейсах и их сверхприбыли являются следствием диспропорции в самих способах торговли между ТРЦ и маркетплейсами. Эти диспропорции необходимо устранить на законодательном уровне, поскольку Российская Федерация является социальным государством с открытой экономикой, в котором все виды бизнеса должны иметь равные условия для развития.
Но именно в МП важно, чтобы налоги и сборы уплачивались в полной мере – в зависимости от уровня прибыли, поскольку если МП имеют возможность за счёт снижения объёма уплачиваемых налогов получать сверхприбыли – это плохо для экономики.
Ю.Козлов представил в РСТЦ предложения по повышению сбалансированности налоговых схем в рамках маркетплейсов.
РСТЦ продолжит работу с законопроектом. На следующем совещании планируется смоделировать положение рынка торговой недвижимости после принятия закона в той редакции, которая сейчас находится на рассмотрении.